Александр Нор (pryf) wrote,
Александр Нор
pryf

Почему мы переплачиваем за продукты в несколько раз

Пока поставщики и торговые сети выясняют отношения, рядовые покупатели переплачивают в разы

Сенатор Сергей Лисовский недавно предложил странный законопроект. Мол, нужно запретить гипермаркетам работать по ночам и в воскресенье. Люди возмутились: а когда еще ездить за продуктами и закупаться на неделю вперед? Однако сенатор настроен решительно: деятельность крупных сетей пора ограничить, иначе они монополизируют торговлю. «КП» выяснила, чем это грозит и так ли велика опасность.

НАЦЕНКА - 252%

Чем меньше магазинов, тем меньше конкуренция и выше цены. На торговые сети уже приходится более 70% всех продаж по стране. И своим положением они начинают активно пользоваться...



- Наценка в сетях составляет от 80 до 252%, - ошарашила на парламентских слушаниях в Совете Федерации Эльвира Агурбаш, вице-президент фирмы «Мортадель» (производит мясо, колбасу, сосиски). - При этом 90% продукции я отгружаю со скидкой в 40 - 50%. Таковы условия договора. Но пусть тогда и розничную цену меняют. Чтобы скидка шла в карман народу, а не магазину.

Наценка в 252% означает, что производитель отдал сети свой товар за 100 рублей, а на прилавке он стоит 352 рубля. Неплохой бизнес, не правда ли?!

После выступления Эльвиры Агурбаш одна из торговых сетей разорвала контракт с ее фирмой. Мол, за раскрытие коммерческой информации. Почти все опрошенные нами поставщики отказались упоминать свои имена и названия компаний. Зато рассказали все как есть. По их мнению, будь сети не такими жадными, цены там могли быть ниже в разы...

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

- По данным Росстата, за последние 10 лет средняя торговая наценка не превышала 27%, - приводит статистику Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). - Розница заинтересована в притоке покупателей. Ряд продуктов сети даже продают с дисконтом, чтобы не залеживались. Особенно это касается базовых товаров: яиц, мяса птицы, овощей, бакалеи. Конечно, есть товары с наценкой 100% и более, например, элитный алкоголь, дорогие сыры и так далее. За счет более дорогих товаров ретейл субсидирует продукты «социальной корзины».

ЗАБИРАЙ - НЕ ПРОДАЛОСЬ

- Номинальная торговая наценка составляет чуть больше 20%, но реальная, с учетом всех штрафов, достигает тех самых 100 и более процентов, - поясняет Сергей Лисовский.

Это как с кредитами: есть номинальная ставка, а есть реальная, включающая все комиссии.

Самое кабальное условие сетей - возвраты. Видели эти битком набитые полки в супермаркетах? Представляете, сколько продуктов списываются по истечении срока годности? А сети от этого не теряют ни рубля! Все риски несет поставщик. Он обязан нераспроданный товар забрать. Только хлебники теряют из-за этого 60 млрд. рублей в год.

- Бывало, 80% товара приходилось забирать, - признается Геннадий К., владелец пекарни в Подмосковье. - Поэтому мы с сетями больше не работаем. Замучились с возвратами. Да еще и тараканов привезли из какого-то магазина...

Чем плохи возвраты для нас, покупателей? Допустим, купил мелкий продавец на оптовом рынке помидоры. Их надо сбыть максимум за несколько дней. Иначе испортятся. Выгоднее продать дешевле, но всю партию. У сетей такой жесткой мотивации нет.

По этой же причине, кстати, супермаркеты в отличие от мелких пекарен почти никогда не делают вечерних скидок на хлеб. Если возвраты запретят или убытки повесят на сети, то такой стимул появится.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

- Если ретейлер хочет, чтобы у него круглосуточно был в наличии хлеб, то возвраты неизбежны, - говорит Николай Власенко, экс-владелец сети «Виктория». - Если запретить, то сеть будет заказывать меньше, сократится ассортимент. Завод потеряет. Да и вы придете вечером, а полки пустые. Хорошо, когда всего с избытком. Но это издержки - и они должны на кого-то лечь. Их так или иначе заложат в цену. Утилизация у хлебозавода эффективнее. Он может хлеб превращать в сухари, кулинарную крошку. С завода машины регулярно приезжают, могут на обратном пути возврат захватить. Им удобнее.

ШТРАФУЮТ ЗА ВСЕ

Поставщики говорят: с сетями работаешь в состоянии постоянного стресса. В договоре прописано: сеть может заказать партию вплоть до 6 вечера. И рано утром на следующий день товар уже должен быть на складе. Не будет - получай штраф.

- Хочешь продавать свой товар в сети, вставай на колени, - говорит Андрей П. - Они абсолютно все риски перекладывают на поставщиков. Например, должен ты по договору каждый месяц отгружать 200 тонн. Просрочил поставку - миллионный штраф. А если себестоимость производства выросла. Повысить отпускную цену или отказаться от выполнения контракта не может. Будет себе в убыток поставлять, потому что штрафы платить дороже. Свежий пример: фуры из-за «Платона» бастуют - у производителей контракты горят, бизнес рушится.

- За недопоставку ящика яблок одна из сетей выставила 250 тысяч рублей штрафа, - добавляет Лисовский.

Источник

Поддержи автора - Добавь в друзья!



Subscribe
promo pryf january 20, 2015 15:29 3
Buy for 100 tokens
Основным видом рекламы в блоге являются платные посты, и баннеры. Стоимость поста начинается от 2000р., и может доходить до 7000р. в зависимости от темы, и сложности задания. (написания текста в цену не входит) Любой пост можно «закрепить» на главной странице первым в списке: 5$…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments